Земля без притяжения: кому нужны российские угодья?


В скором времени в России может появиться Фонд по управлению землями сельхозназначения (по аналогии с Фондом РЖС и Фондом содействия развитию ЖКХ). С тем, что земли в России много и она нуждается в эффективном управлении, поспорить сложно. Однако кому в действительности нужна земля? Вчера на слушаниях в Общественной палате РФ на эту тему возникла дискуссия. 

Уникальный и никому не нужный 

Слушания в Общественной палате были созваны 28 октября и имели целью обсудить проблемы использования земельного потенциала России. Ведь земельный фонд нашей страны, по словам советника министра сельского хозяйства Александра Фомина, уникален. Хочется, правда, заметить, что уникален он не только обилием площадей, но еще и тем, как эти площади распределяются. Так, например, на 2% всех земель проживают 100 миллионов человек. На 98% остальной территории – 40 миллионов граждан.

Очевидно, 2% – это крупные и средние города, которые, если сравнивать их с одинаковыми по количеству жителей западными населенными пунктами, занимают площадь в 2-5 раз меньшую, отсюда и перенаселенность. По мнению президента Фонда поддержки законодательных инициатив Григория Томчина, виной тому отчасти слишком высокая кадастровая стоимость земли в городах, что вынуждает строителей возводить многоэтажки на «пятачках» в стремлении снизить свои затраты. Хотя, ради справедливости, стоит добавить, что такую ситуацию создают как застройщики, желающие получить сверхприбыль, так и сами люди, стремящиеся в большие города с периферии.

Земля же как таковая действительно остается на обочине общественного внимания, отметил член Общественной палаты Валерий Фадеев. Неиспользуемых земель в России – около 40 млн гектар. Кстати, именно на такую же цифру за последние 20 лет уменьшились посевные площади – со 117,4 млн до 76,8 млн гектар. Площадь залежей (пашен, необрабатываемых долгое время) с 1992 года увеличилась в 15 раз – до 5 млн гектар. Нарушенных земель сегодня (утративших свои плодородные свойства и нуждающихся в рекультивации) – более 2 млн гектар.

Критическая ситуация, например, давно назрела в Калмыкии: там активно происходит опустынивание земель, пустыней стало уже 100 млн гектар ранее плодородных почв. Как рассказал директор Калмыцкого регионального филиала «Россельхозбанка» Станислав Павлов, 300 тыс. га удалось от опустынивания спасти и вернуть в сельскохозяйственный оборот, но столько же унесли степные пожары. Но это, можно сказать, стихия. Куда хуже, когда по воле (а точнее, безволию) человека забрасываются и перестают использоваться пашни, которые могли бы стать как минимум эффективными частными хозяйствами или фермами. 

Будут бить рублем и законом 

На нерадивого частного собственника (а чаще всего это земельный спекулянт, «придерживающий» участок в ожидании роста его стоимости) управа может быть найдена. Как рассказал член комитета Госдумы по аграрным вопросам Виктор Таранин, комитет разработал проект поправок в закон, предусматривающий сокращение срока разрешенного «простоя» земли с трех до двух лет и возрастание земельного налога для такого собственника в 4 раза. Поскольку брать одинаковый налог с тех, кто обрабатывает землю, и с тех, кто на ней намерен лишь нажиться, действительно несправедливо.

Первоначально идея заключалась в том, чтобы срок максимально возможного неиспользования земли сельхозназначения распространялся на всех собственников, даже на только что купившего данный участок (то есть если он приобрел его и земля уже не использовалась 1,5 года, то за оставшиеся полгода новый владелец обязан был бы начать ее освоение). Но эту инициативу отвергли, как и идею повысить налог для нерадивых в 50 или «хотя бы» в 25 раз. Но, как надеются аграрии, во втором чтении в документ могут быть введены существенные доработки.

Однако наказать не слишком рачительного владельца участка – это еще не все. Ведь в собственности граждан находится лишь 7,3% земель, юрлицам принадлежит и того меньше – 0,5%. 92,2% земель – это государственная и муниципальная собственность. Так что гораздо больший спрос за ненадлежащее управление и распоряжение землями должен быть все равно с государства, читай: с чиновников.

Однако, как подчеркнула декан факультета экономики недвижимости Академии народного хозяйства Елена Иванкина, опыт показывает, что государство самоустранилось от решения земельных проблем. Земельное ведомство переформировывается каждые два года, был разрушен сильный состав специалистов по земельным вопросам. Сегодня земельными отношениями в России занимаются 5 министерств и 7 федеральных агентств – «у семи нянек дитя без глазу». Составление кадастра опять же переложено на плечи землепользователя: вам надо – вы и платите. Кадастровые планы, составляемые разными подрядчиками, накладываются друг на друга, границы участков не совпадают. «Более того, администрации регионов не хотят проводить зонирование земель, для них это возможность запрещать и разрешать, на ней они заработают намного больше. Земля – это возможность наживаться всем чиновникам, любая реорганизация приводит лишь к росту взяток», – с сожалением резюмировала Елена Иванкина.
На фоне этой горькой правды предложения создать Фонд по управлению землями сельскохозяйственного назначения, а также передавать невостребованные земельные доли муниципалитетам за 15% от их кадастровой стоимости кажутся как минимум не очень доброй шуткой. Хотя, как «успокоил» Александр Фомин, привлекать финансирование в Фонд планируется с помощью облигаций.

С другой стороны, сам факт того, что земельный вопрос был вынесен на слушания в Общественной палате РФ,  уже позитивен. Может быть, хоть что-то и сдвинется с места – только если не тянуть этот воз в разные стороны.
 
www sob.ru